Проведение индивидуальных и групповых занятий

Организация коррекционно-логопедической работы в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова»

Структура коррекционно-логопедического курса

(количество уроков в неделю)

  Произношение Индивидуально-подгрупповые занятия Развитие речи Логоритмика
1 класс 3 2 2 1
2 класс 1 2 2 1
3 класс 2  
4 класс, среднее и старшее звено 2  

Произношение

Основная цель – овладение полноценной устной речью и создание условий для успешного усвоения письма и чтения.

Задачи:

üОвладение произношением звуков

üРазвитие фонематического восприятия

üОсвоение звуко-слоговой структуры речи

üРазвитие способности к осознанному звуковому анализу и синтезу

Развитие речи

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Главной целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР.

Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
  • формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
  • овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая) , видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение);
  • практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;
  • практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
  • усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом .

 

Индивидуально-подгрупповые занятия

Основная цель – коррекция звукопроизношения.

Задачи:

üРазвитие подвижности артикуляционного аппарата

üПостановка звуков

üАвтоматизация поставленных звуков

üДифференциация (звукоразличение)

üВведение звуков в речь

Логоритмика

Цель:  формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учётом особенностей личности и поведения ребёнка, создание речевой базы знаний, умений и навыков для успешного овладения устной и письменной речью.

Задачи:

ü  Развитие общей и мелкой моторики.

ü  Развитие   подвижности   артикуляционного   аппарата,   мимических   и речевых движений.

ü  Развитие чувства темпа и ритма движений и речи.

ü  Развитие речевого дыхания.

ü  Развитие голоса.

ü  Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

ü  Коррекция нарушений звукопроизношения.

ü  Работа над лексико-грамматическим строем речи.

ü  Расслабляющие упражнения (релаксация).

Для оказания консультативно-методической помощи родителям в  школе работает «Родительская академия». Её цель – повышение педагогической культуры и просвещение родителей, обучение конкретным приёмам логопедической работы.

Учителя-логопеды поддерживают тесную связь с педагогами и специалистами , т.к. только комплексный подход позволяет добиться положительных результатов в коррекции речевых нарушений (проводятся заседания МО, семинары, педагогические советы, функционирует ШПМПк). Кроме этого налажено сотрудничество со специалистами СОИРО, которые оказывают практическую и теоретическую помощь, поводят курсы, приглашают на мероприятия; с СГУ им. Н.Г.Чернышевского, факультетом психолого-педагогического и специального образования. Педагогической состав  постоянно повышает свою квалификацию, стремится овладеть новейшими методиками и технологиями, участвует в семинарах, форумах, марафонах г. Саратова, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.

 

Проведение индивидуальных и групповых занятий

 

ГБОУ СО «Школа–интернат АОП № 1  г. Саратова» создана для обучения и воспитания детей с тяжелыми речевыми патологиями, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в нашей школе-интернате работают логопедические кабинеты (9 кабинетов), оснащенных методической литературой и наглядными пособиями в соответствии с Положением о логопедических кабинетах. Коррекционные занятия проводятся учителями-логопедами (9 учителей-логопедов), имеющими соответствующее образование.

Коррекция нарушений речи и письма у уващихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса. Сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы обеспечивает преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, школьной программы и особенностей речевого дефекта.

После анализа речевых нарушений логопеды определяют формы логопедических занятий:

  • фронтальные занятия проводятся в 1-х классах – 3 раза в неделю по 35 минут;
  • во 2-х классах – 1 раз в неделю по 40 минут.
  • индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю по 20 минут.

Логопедическая работа ведется по основным направлениям:

  • восполнение пробелов в развитии звукопроизношения;
  • в развитии лексики и грамматики;
  • в формировании связной речи.

По всем направлениям логопедической работы у каждого из логопедов имеются планы работы, основанные на методиках Ефименковой Л.Н., Садовниковой Л.И., Богомоловой А.Н., Ястребовой А.В., Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. и др.

Пальчиковый игротренинг

Гуськова О.А., учитель-логопед

ГБОУ СО «Школы-интерната АОП № 1» г. Саратова,

Высшая квалификационная категория

«Представление,   что    при    любом    двигательном  тренинге… упражняются не руки, а мозг, а в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Одним из эффективных направлений в коррекционно-образовательном процессе является пальчиковый игротренинг.

В.А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Под воздействием несложных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Важно отметить, что пальчиковый игротренинг благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях, улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений; развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  5. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:
игры-манипуляции: эти упражнения развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ;


Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики:

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
  2. пражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

При выполнении упражнений можно использовать рисунки для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: вы показываете картинку, называете упражнение, а ребенок вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься необходимо ежедневно около 5 минут.  

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.  В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, а так же формируется учебно-практическая деятельность.

 

Логоритмика

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, обуществляемых в целях логопедической коррекции.

Цикл наших занятий построен с учетом постепенного развития у детей самоорганизации, активности в речи и поведении. Широко используются игровая мотивация, элементы психогимнастики и пантомимы, музыкальные рассказы и импровизации.

Занятия логоритмикой проводятся 1 раз в неделю в 1 классе.


Комментирование запрещено