Консультации

Консультативно-просветительская работа – неотъемлемая часть работы учителя-логопеда. Педагоги, специалисты и родители должны знать, на каком этапе работы находится ребёнок, каковы его результаты. Только совместная деятельность всех участников образовательного процесса может дать положительный результат в исправлении имеющегося недостатка.

 

“Учебно-игровая деятельность – как одно из средств формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи”

Полякова Светлана Николаевна,

учитель-логопед ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова»

 

Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, тат как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, т.е. в процессе коммуникации. Наше время – это время перемен. Современному обществу нужны люди, умеющие мыслить, правильно и доступно излагать собственные мысли, способные смело принимать решения. Но есть категория детей, которые, обладая сохранным интеллектом и не имея нарушений личностного характера, не могут в полной мере овладеть коммуникативными навыками в достаточной мере. К такой категории относятся дети с нарушениями речи, конкретнее – с общим недоразвитием речи III уровня. III уровень речевого недоразвития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. В самостоятельной речи детей имеется небольшое число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т д. Отмечается недостаточность понимания и употребления сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола» – «встал из стола» и т.д.). На данном уровне детям доступны словообразовтельные операции. Изучение данной категории детей показывает, что имеет место положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с общим недоразвитием речи 3-го уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка» – «горшочный», «человек, который дом строит» – «доматель» и пр.), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» – «мойчик»; вместо «лисья» – «лисник» и пр.). Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко-слоговой организации производного (т.е вновь образованного) слова, (вместо «нарисовал» – «саявал», вместо «мойщик» – «мынчик» и.т.д.). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам сохраняется (вместо «корзина» – «сумка», вместо «перчатки» – «эти, на руки которые» и.т.д.).

Детальный анализ речевых возможностей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «Водопроводчик чинит водопровод» – «водопавотя тинит водовот», «Экскурсовод проводит экскурсию» – «Икусавод паводит икуси» и.т.д.

Наряду с нарушением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и.т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествованиии: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

Исходя из вышесказанного можно предположить, что и коммуникативная деятельность у обучающихся с ОНР III уровня не сформирована в достаточной степени. У детей данной категории отмечается недостаточная мотивация (иногда отсутствие мотивации в связи с осознанием собственного нарушения), бедность содержания (в результате недостаточного развития познавательной сферы), отсутствие необходимых умений (фонетического, лексико-грамматического, интонационного наполнения речи).

Наиболее благоприятным периодом для развития речи детей является младший школьный возраст. В этот период ещё не совсем утрачен интерес к игровой деятельности, но уже начинает формироваться учебная. В соответствии с ФГОС НОО и законом «Об образовании в РФ» образовательные программы начального общего образования предусматривают применение ряда методик, в том числе и учебно-игровых, способствующих развитию коммуникативной деятельности в процессе обучения. Использование специальных методических приёмов позволит сформировать  коммуникативные навыки у обучающихся с нарушениями речи в ходе образовательного процесса.

В качестве таких приёмов можно предложить следующие игры и задания:

  1. «Попробуй повтори!»
  2. «Говорящие рисунки»
  3. «1 – словечко, 2 – словечко»
  4. «Скажи иначе»
  5. «Ромашка Блума»

«Попробуй повтори!»

Нейропсихологическая игра, авторы Мухаматулина Е., Михеева Н. В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений – задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. Трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий. Кроме того игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Для нашего эксперимента ценно ещё и то, что на определённом этапе игры ребёнок должен описать движение, изображённое на картинке (правая или левая рука, название пальцев и п.д.).

«Говорящие рисунки»

Игру можно начать с такого рассказа: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые происходили и которые им надо было сохранить и запомнить (или передать кому-нибудь другому), они рисовали. Такой вид записи назвали пиктографией. Им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Мы с тобой тоже можем передавать друг другу сообщения с помощью нарисованных историй».

При таком способе передачи информации рисунки должны быть очень простыми и в то же время понятными. Только тогда они будут «говорящими». Затем педагог на примере знакомой сказки или общеизвестной истории составляет рисунок-схему, а потом «читает» её. Когда навык составления схем-историй сформирован, эту игру можно внедрять в образовательный процесс.

«1 – словечко, 2 – словечко»

Игра направлена на развитие умений устанавливать ситуативные связи между предметами. Детям предлагается 2 слова, которые нужно связать в предложении или вопросе. Например: верблюд и газета. Примерные предложения: «В газете написано про верблюдов. Ты видел верблюда, читающего газету?». Вопросы и предложения могут быть необычными, смешными, даже фантастическими.

 «Скажи иначе»

Есть ещё одно название этой игры – Алиас, она заключается в том, что одному ребёнку (или группе детей) нужно угадать слово, которое ведущий объясняет с помощью синонимов, антонимов, разных подсказок, звуков, намёков, жестов и телодвижений.

«Ромашка Блума»

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

 

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Данные игры и упражнения можно включать в занятия, проводить на переменах, во время отдыха, использовать для смены видов деятельности. Главное – включать их в деятельность детей систематически, тогда навык коммуникации будет формироваться постепенно и осознанно.

 

Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Фетисова Анна Владимировна

учитель-логопед ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова»

 

Исследования последних лет показывают, что все большее количество детей имеют отклонения в речевом развитии. К наиболее распространенным тяжелым нарушениям речи относится стертая форма дизартрии.

Стертая форма дизартрии –это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Данная форма характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. Также отмечаются признаки поражения ЦНС: легкая сглаженность с одной стороны носогубной складки, негрубые девиации языка, разное раскрытие глазной щели, иногда патологические рефлексы (хоботковый рефлекс). В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким, непослушным, при высовывании может отклоняться в сторону. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Мышцы лица малоподвижны, поэтому мимические движения невыразительные и однообразные. Ребенок с трудом надувает щеки, хмурит и поднимает брови. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии), например, когда ребенок пытается поднять язык с помощью нижней губы и челюсти. При выполнении движений обычно усиливается слюнотечение, которое тоже является одним из характерных признаков дизартрии. Многие авторы (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Неоценимую помощь детям с дизартрией могут оказать логопедические занятия с применением данного метода (метод И.Курис). Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка; соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Для логопедической работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Задачи коррекционной работы:

  • коррекция звукослоговой структуры слов.
  • обучение движению кистью руки в заданном темпе;
  • обучение сочетанию согласованных движений кисти руки с ритмической организацией высказывания и проговариванием в заданном темпе и ритме;
  • формирование правильного речевого дыхания.
  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  • тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.
  • – развитие темпо-ритмической стороны речи.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

Начинать следует с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка широко открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

 

Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На третьем (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На четвертом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.

Актуальность данной проблемы способствовала разработке новых игровых упражнений. Игровые приемы повышают интерес ребенка к занятию, стимулируют его мотивацию к устранению дефекта, улучшая качество коррекционной работы.

 

Использование информационно-компьютерных  технологий на логопедических занятиях

Одинцова Анастасия Владимировна

учитель-логопед ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова»,

 

У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи(ТНР) проблемы в развитии восприятия, памяти, внимания, мыслительной деятельности, несформированность пространственных представлений, недосформированность моторных навыков. И конечно каждый из детей по разному воспринимает и перерабатывает информацию. Исходя из этого наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное эмоциональное состояние, сниженная работоспособность.

С каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. Помимо основного речевого дефекта, у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:

  • замедленный темп (незрелость) психо-физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов;
  • ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости;
  • нарушение памяти, внимания, восприятия;
  • слабость познавательных способностей и интересов;
  • несформированность творческой продуктивности;
  • низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности. Главным аспектом коррекционно-логопедической работы является создание атмосферы, направленной:

– на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом;

– на предупреждение и коррекцию состояния физического и психического здоровья.

Использование ИКТ на логопедических занятиях существенно повышает эффективность работы по исправлению звукопроизношения, преодолению нарушений чтения и письма, развитию мелкой моторики.

Использование аппаратно-программного комплекса Тимокко на логопедических занятиях.

Приоритетными направлениями в нашей деятельности является коррекционно–развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи, а также укрепление здоровья, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в коррекционных занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционно-логопедической деятельностью. Коррекция – это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть коррекционного времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в коррекционном процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционное пространство инновационных технологий.

Одной из таких технологий является совершенно новый, уникальный развивающе – коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК. Комплекс предназначен для работы с детьми в наиболее широком возрастном диапазоне. Он прекрасно подходит и для развивающих занятий с детьми среднего дошкольного возраста, и для младших школьников. Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.

Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при постравматических нарушениях движения и координации.

Целью нашего использования методики Тимокко на коррекционно-логопедических занятиях стало: комплексное развитие двигательной активности и когнитивных функций у старших дошкольников с особыми потребностями.

А также было выделено несколько задач:

  • обучить концентрации внимания и сохранению сосредоточенности.
  • повысить скорость реакции, улучшить память.
  • развивать способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.
  • развить двустороннею координации при использовании обеих рук одновременно.
  • обучить контролю над движениями, тренировка точности движений.
  • развивать абстрактного мышления и тренировать навык на уровне действия-противодействия.
  • укреплять и стимулировать мышцы плечевого пояса и рук.
  • тренировка на увеличение диапазона движений.
  • освоение новых движений и моделей взаимодействия.
  • обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.

Работая с играми из комплекса Тимокко,  дети развивают двигательные и речевые навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Играя в игры, включенные в методику, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

Категория участников. Назначение комплекса при работе со здоровыми детьми от 3-х до 8 лет.

Ограничения и показания к участию в данной программе: ограничений нет.

Режим работы и время проведения занятий: проводятся два-три раза в неделю на индивидуальных логопедических занятиях.

Ожидаемые результаты:

1)      Повышение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, во время и после неё.

Развитие речедвигательных навыков.

2)      Повышение скорости реакции.

3)      Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.

4)      Улучшение координации рук и глаз.

5)      Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.

6)      Развитие внимания и навыка сосредоточения.

7)      Тренировка памяти и скорости реакции.

8)      Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук.

9)      Профилактика нарушений осанки.

В развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко» входит:

Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр;

Веб-камера;

Цветные шарики-перчатки;

Руководство пользователя, содержащее подробное описание порядка работы с Программным Обеспечением, настройку видеоконтроллера, практические рекомендации для проведения тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы.

ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие.

Когнитивные навыки: концентрация и внимание.

Длинная многоуровневая игра для продолжительной тренеровки

1.Руки по отдельности (зрительно-моторная координация).

2.Скоординированные движения (двухсторонняя координация).

ИГРА «ПАДАЮЩИЕ ФРУКТЫ»

Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управлением движением (точность движений).

Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях).

ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Моторные навыки: мышечный тонус и осанка (развивает навык статичного положения рук ),укрепление плечевого пояса.

Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание.

ИГРА «ПОВАР БАРАБАНЩИК»

Моторные навыки: управление движением (точность движений),скручивание средней части корпуса.

Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание.

ИГРА «ФОТОАЛЬБОМ»

Моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

На наш взгляд комплекс  с видеобиоуправлением «Тимокко», является неотъемлемой частью коррекционного процесса. За семь месяцев работы на данном комплексе было проведено около 200 занятий. Тимокко использовалось, и как один из этапов логопедического занятия, и как отдельное коррекционное занятие. Проанализировав результаты можно с уверенностью сказать, что у детей за это время:

улучшилась координация рук и глаз;

повысилась скорость реакции;

развивается тактильное восприятие и происходит стимуляция умственной деятельности (шарики-перчатки набиты маленькими шариками);

улучшилась координация движений, появилась точность в движении;

двухсторонняя координация у детей повысилась.

Дети стали более сосредоточеннее , повысилась активность на занятиях, они стали собраннее и в тоже время раскованнее, улучшилась концентрация внимания. Дети научились расслабляться. Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете. Дети доверяют педагогу, а это залог успеха нашей работы!

Использование метода БОС Сметанкин на логопедических занятиях.

БОС – это комплекс современных высокоэффективных методов и технологий, базирующихся на принципах обратной связи и направленных на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путем формирования программы физиологически адекватного управления функциями организма.

Цель работы по методу БОС заключается в том, чтобы повысить уровень осознания и самоконтроля физиологических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На логопедических занятиях мы используем методику «Задай ритм», направленную на развитие речевого дыхания.

Оптимальный ритм дыхания для различных возрастных групп был определён в ходе постановки навыка диафрагмально-релаксационного дыхания по методу биологической обратной связи (БОС), а временные взаимоотношения фаз вдоха/выдоха соответствуют нормам речевого диафрагмального дыхания. Последовательно в ритме вдоха и выдоха на экране открывается речевой материал.

Так же с помощью программы Сметанкина ведется работа по автоматизации звука поэтапно в слогах, словах, предложениях, речи. Задания могут быть использованы как элемент коррекционного занятия.

Имеея возможность работы с данной методикой можно выделить преимущества работы:

-благодаря последовательному появлению изображения на экране, ученики имеют возможность выполнять упражнения более тщательно;

-использование методик делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;

-возможность детей оценить проделанную работу самому, с помощью результатов показанных на экране.

Хочется отметить, что благодаря использованию методик описанных выше, дети стали более сосредоточеннее , повысилась активность на занятиях, они стали собраннее и в тоже время раскованнее, улучшилась концентрация внимания. Дети научились расслабляться, правильно дышать. Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете. Дети доверяют педагогу, а это залог успеха нашей работы!

 

Комментирование запрещено