ЭФФЕКТИВНЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Школа психолого-педагогического мастерства

ЭФФЕКТИВНЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

21.01.16 г. в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова» был проведен семинар Школы психолого-педагогического мастерства «Эффективный классный руководитель: вчера, сегодня, завтра». Семинар был подготовлен классными руководителями Миловановой М.Н. и Занкиным С.А. и педагогами-психологами Ломакиной М.В. и Щекутеевой В.В.

Целью семинара являлось повышение профессиональной компетенции классных руководителей школы-интерната.

В ходе семинара решались следующие задачи:

·             обозначение критериев эффективного классного руководства;

·             обозначение методик сбора информации;

·             обсуждение приемов создания и развития коллектива класса;

·             поиск эффективных приемов взаимодействия с родителями учащихся.

Основные функции классного руководителя включают в себя воспитательную, организаторскую, диагностическую функции, функцию социальной защиты детей, сплочения коллектива, целеполагания, коррекции и контроля собственной деятельности.

Основными задачами воспитательной деятельности классного руководителя являются сплочение классного коллектива на основе развития  ученического самоуправления; глубокое изучение  индивидуальных особенностей  учащихся, их межличностных отношений, особенностей их родителей; организация коллективных  творческих дел, мероприятий; оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в организации досуга, в их повседневной жизнедеятельности.

Специфика работы классного руководителя в школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам состоит в необходимости учитывать уровень интеллектуального развития учащихся,  наличие специфических особенностей в развитии обучающихся; психологические особенности детей из неблагополучных и социально-опасных семей, особенности детей-сирот.

Показателями результативности деятельности классного руководителя являются:

1.     план деятельности классного руководителя;

2.     высокий уровень сплоченности классного коллектива;

3.     наличие родительского комитета и эффективность его работы;

4.     благоприятный психологический климат в классе;

5.     положительное отношение родителей класса к школе;

6.     высокий уровень воспитанности учащихся класса (по результату диагностики ценностных отношений);

7.     отсутствие «отсева» учащихся и учащихся, оставленных на повторное обучение;

8.     высокий рейтинг личных достижений учащихся (в спорте, творчестве и т.д.);

9.     участие класса в общественно значимых делах ОУ;

10.высокий учебный рейтинг класса, высокий учебный рейтинг лучших учеников;

11.отсутствие правонарушений и преступлений.

Диагностическая деятельность классного руководителя включает в себя начальную, текущую (корректирующую) и итоговую формы диагностики. В ходе диагностики классный руководитель выявляет уровень знаний учащихся, степень их социального и психологического развития. К методам диагностики относятся опросы, анкетирования, метод завершения незаконченных предложений, беседы с учащимися, метод наблюдения за классом, анализ документов и работ учеников, социометрические и проективные методы, а также метод столкновения взглядов и позиций учеников.

Формами организации результатов диагностики учащихся являются характеристики учащихся, характеристика класса, диагностическая карта класса. Диагностическая карта класса – это мониторинг в работе классного руководителя, она отражает демографические, медицинские, психологические и педагогические данные об учениках.

Системообразующими признаками коллектива являются организационное и психологическое единство, подготовленность к групповой деятельности и ее направленность.

А.Н. Лутошкин выделяет следующие этапы (уровни) развития сплоченности коллектива:

1 этап «Песчаная россыпь» – члены коллектива обособлены друг от друга, их ничего не объединяет, нет общего центра.

2 этап «Мягкая глина» – появляются первые попытки сплочения коллектива, но нет достаточного опыта совместной работы.

3 этап «Мерцающий маяк» – в коллективе преобладает желание трудиться сообща, но возникают трудности поиска общего языка группы, проявления настойчивости при преодолении трудностей, подчинения каждого требованиям и интересам коллектива.

4 этап «Алый парус» – между членами коллектива наблюдается дружеское участие и заинтересованность делами друг друга, но нет готовности признавать свои ошибки сразу.

5 этап «Горящий факел» – тесная дружба, единая воля и отличное взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

 

Главными задачами классного руководителя при взаимодействии с родителями учащихся являются формирование  сплоченности семьи, установление благополучных взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Типы семей с точки зрения эмоционального благополучия ребенка:

1.    Семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

2.    Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей.

3.    Конфликтные семьи.

4.    Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена.

5.    Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение.

Методика контактного взаимодействия учителя с родителямивключает в себя следующие этапы: поискконтактов; поиск общей темы с помощью анкетированияи индивидуальных бесед; установление педагогическогосотрудничества; прогнозированиевозможных вариантов отношений учителя с родителями; выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка; анализ совместных действий, совершенствование педагогического сотрудничества.

Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся затрудняют стрессогенное состояние, гиперответственность и эмоциональность родителей. В работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт.

 

Актуальной проблемой в работе классных руководителей является постоянное использование детьми сотовых телефонов. Проведенное среди учащихся 5-10 классов анкетирование показало, что дети пользуются разными функциями телефона. При этом игры не являются приоритетными. Равную популярность имеют  чтение книг, общение в социальных сетях, поиск информации и прослушивание музыки.

Анализ социального состава школы за последние 10 лет показывает благоприятные изменения, в числе которых уменьшение количества учащихся состоящих на внутришкольном учете и на учете в ПДН и КДН, фактов совершенных преступлений, бродяжничества, и других форм асоциального поведения. Данная позитивная динамика является результатом работы воспитательной системы школы в целом, и классных руководителей в частности.

Комментирование запрещено