- Коррекционно-логопедический процесс обеспечивают 13 учителей-логопедов. Каждый из них имеет отдельный логопедический кабинет со всем необходимым оборудованием. Учителя-логопеды проводят занятия по: произношению, развитию речи, логопедической ритмике, а также индивидуальные занятия по исправлению звукопроизношения.
- В ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова» принимаются для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
- В ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова» принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи.
- В ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова» с тяжелыми нарушениями речи обучаются дети:
- Впервые поступающие в школу из специального дошкольного учреждения;
- Не получившие квалифицированной помощи в специальном дошкольном учреждении и имеющие общее недоразвитие речи;
- Обучавшихся в 1-2-3х классах массовой общеобразовательной школы и испытавшие специфические речевые затруднения в усвоении базисной образовательной программы по русскому языку и чтению
- Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, во время внеурочной деятельности, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима, и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения.
- ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова» укомплектована необходимым учебным оборудованием, включая логопедические тренажеры- компьютеры, аппаратно-программные комплексы технологии БОС.
- В случае устранения речевого дефекта воспитанники ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова» с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.
- По завершении обучения (10 классов) проводится аттестация учащихся в форме ГВЭ.
Структура коррекционно-логопедической работы
(на каждого обучающегося в неделю)
1-4 классы | 5-10 классы | |
Индивидуально-подгрупповые занятия | 2 | 2 |
Произношение
(фронтальное занятие) |
2 | – |
Развитие речи
(фронтальное занятие) |
2 | – |
Логопедическая ритмика (ритмика)
(фронтальное занятие) |
2 | – |
Произношение
Основная цель – овладение полноценной устной речью и создание условий для успешного усвоения письма и чтения.
Задачи:
- Овладение произношением звуков
- Развитие фонематического восприятия
- Освоение звуко-слоговой структуры речи
- Развитие способности к осознанному звуковому анализу и синтезу
Индивидуально-подгрупповые занятия
Основная цель – коррекция звукопроизношения, преодоление дисграфии, дислексии.
Задачи:
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата
- Постановка звуков
- Автоматизация поставленных звуков
- Дифференциация (звукоразличение)
- Введение звуков в речь
- Коррекция недостатков письма и чтения.
Логоритмика и ритмика.
Цель: формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учётом особенностей личности и поведения ребёнка, создание речевой базы знаний, умений и навыков для успешного овладения устной и письменной речью.
Задачи:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата, мимических и речевых движений.
- Развитие чувства темпа и ритма движений и речи.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие голоса.
- Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
- Коррекция нарушений звукопроизношения.
- Работа над лексико-грамматическим строем речи.
Расслабляющие упражнения (релаксация).
Развитие речи.
Цель: поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах.
На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Главной целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР.