Методическая работа

АНАЛИЗ  МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ЗВЕНЕ

за   2014-2015    учебный год

ГБСКОУ «Школа‑интернат № 1 Vвида г. Саратова»

 

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно

использовать методики коррекционных школ, приемы и формы обучения

и воспитания учащихся с нарушением речи.

Методическая работа, целью которой является повышение качества труда учителя, осуществлялась посредством работы методических объединений предметников;

–   методическое  объединение  учителей  начальных классов руководитель Белашова Т.Н.

–   методическое  объединение  учителей  естественно – математического цикла  руководитель Милованова М.Н.

–   методическое  объединение  учителей  гуманитарного цикла руководитель Свотина Т.Г.

–   методическое  объединение  воспитателей руководитель Игнатова Е.В.

–   методическое  объединение  логопедов руководитель Гуськова О.А.

В 2014-2015 учебном году школа работала над методической темой «Профессиональная компетентность педагога, как важнейшее условие социализации личности обучающихся»

При планировании методической работы школы, педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

В речевой школе – интернате сложились традиционные формы методической работы:

1.     тематические педагогические советы;

2.     методические объединения;

3.     открытые уроки и их анализ;

4.     взаимопосещение и обобщение опыта работы;

5.     наставничество – работа с молодыми специалистами;

6.     предметные недели;

7.     творческие мероприятия;

8.     разработка методических рекомендаций в помощь учителю: «Рекомендации по ведению классного журнала», «Самоанализ урока», «Формы организации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении», «Аттестация учителей», «Нормы проверки тетрадей и выставления оценок»

9.     индивидуальные беседы по организации и проведению урока;

10.                       школа педагогического мастерства

11.                       аттестация.

 

Методическое объединение учителей естественно- математического циклавозглавляет учитель первой категории, «Почетный работник общего образования» Милованова М.Н. Методическое объединение объединяет 10  учителей – предметников (математики, химии, биологии, физики, географии технологии ,физической культуры). Все учителя с высшим образованием. Из них имеют высшую категорию – 2 учителя, первую категорию – 4 учителя, вторую категорию – 1 учителя и  без категории – 3 учителя.

Два  учителя имеют нагрудный знак «Почетный работник общего образования» (Милованова М.Н. и Бодарева Г.В.) Один учитель – молодой специалист (Бузаев И.Н.).

Методическое объединение решало основные задачи:

–   совершенствование методов обучения;

–   формирование познавательного интереса учащихся к изучаемым предметам естественно-математического цикла;

–   реализация на уроках принципа коррекционной направленности обучения, индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;

–   систематическая  работа со слабоуспевающими учениками:

–   применение методов и технологий, способствующих активизации  мыслительной деятельности  учащихся;

–   использование современных форм обучения (интерактивные доски, мультимедийные устройства ,компьютеры);

–   укрепление и расширение методической и технической базы кабинетов;

–   проведение профориентационной  работы среди старшеклассников;

–   подготовка учащихся к новой форме сдачи выпускных экзаменов.

Каждый учитель работал  в течении года над методической темой. На заседаниях методического объединения учителя делились своими наработками, опытом проведения уроков. Все учителя принимали активное участие  в работе методического объединения.

На заседаниях обсуждались вопросы:

–   оснащения кабинетов;

–   использования в работе информационно- коммуникационных технологий;

–   утверждение рабочих программ;

–   организация помощи слабоуспевающим учащимся;

–   утверждение планов работ ; графиков контрольных работ; сроков проведения контрольных работ;

–    самоанализ урока;

–    подготовка и проведение предметных недель;

–   инновации в системе образования;

–   подготовка к итоговой аттестации учащихся 10 класса;

–   заслушивались доклады по методическим темам, обсуждались текущие вопросы.

В течение всего учебного года проводились открытые уроки по графику. Было дано 8 открытых урока:

1.     Бузаев И.Н. Урок  физ. культуры «Игра в баскетбол» в 7 классе (17.12.13);

2.     Филиппов А.В. Урок географии «Ветер и причины его образования»  в 6  «А» классе (19.03.14);

3.     МельниковаЕ.А. Урок математики «Доли. Обыкновенные дроби» в 5 «Б» классе (31.01.14);

4.     Милованова М.Н  Урок  биологии «Лист- часть побега .Внешнее строение листа»  в 5 «А»  классе (11.12.13);

5.     Ниязов Т.Р. Урок технологии  «Резание металла слесарной ножовкой. Рубка металла» в 6-х классах (05.02.14);

6.     Кузнецова Ю.В. Урок технологии  «Изделия из жидкого теста» в 7 «Б» классе  (20.11.13);

7.     Корабельщикова Н.В. Урок алгебры  «Функции и графики» в 7 «А» классе (12.02.14)

8.     Загорулько Н.В. Урок химии «Органические сюжеты» в 10 классе(12.02.14).

Уроки прошли на хорошем методическом уровне. Проведено обсуждение и анализ каждого урока.

Дети на уроках проявляли активность и заинтересованность к изучаемому материалу.

В рамках методического объединения проводилась большая внеклассная работа. Учащиеся 5-9 классах приняли участие в олимпиаде по биологии, химии, математике и русскому языку. Проведено три предметных недели: по биологии (учитель Милованова М.Н), технологии (учителя  Кузнецова Ю.В. и  Ниязов Т.Р.), математики и физики (учителя Корабельщикова Н.В., Мельникова Е.А. , Бодарева Г.В.)

Недели прошли организованно учащиеся разных возрастных групп принимали  активное участие во внеклассных мероприятиях, которые проводились ежедневно.

Во время проведения недели математики(с 18.10.13 по 22.10.13) был объявлен конкурс математических газет и альбомов «Математика + интеллект». В этом конкурсе принимали участие  6-10 классы. Проводилась логическая игра «Совиниада»  между сборными командами 5-6-7 классов. Учащиеся решали кроссворды по физике и отвечали на вопросы викторины «По физике с шуткой». В коридоре 4 этажа школы была оформлена выставка «Галерея великих математиков» и газета « Поэзия точных наук».

С 21.01.14 по 24.01.14 проводилась неделя технологии. Старт недели был дан открытием выставки декоративно прикладного творчества  учащихся 10-х классов. Был проведен конкурс рецептов любимых блюд, конкурс бутербродов. В рамках недели были даны открытые уроки: «Вышивка крестом» и «Простейший ремонт в жилом помещении ».

Неделя биологии проходила с 14 апреля по 18 апреля 2015года.

Началась неделя с тематической линейки. Целью выступления учащихся 7-х классов было привлечь внимание к предстоящему мероприятию. В понедельник были вывешены задания викторины: «Хвостатая викторина»(2- этаж), «Знатоки биологии» (3-этаж), «Что внутри нас» (4 этаж). В викторинах активно участвовали учащиеся 7-х, 8‑го,начальных классов. Победители были награждены дипломами. В конкурсе «Кроссворды» лучшими были учащиеся 9-х классов .Все классы приняли также участие в конкурсе рисунков и газет на тему: «Красная книга Саратовской области» .В рамках недели  прошли конкурсы: «Чей портрет»(5-10 класс), «Веселая ботаника» (6 класс). В завершении недели прошла игра по биологии «Своя игра». Победил ученик 10 класса Артемьев А.. К неделе биологии было приурочено подведение итогов проектной деятельности учащихся 9-10-х классов   по химии   «Планета Земля» (учитель   Загорулько Н.В.). Ребята провели исследовательскую работу о вреде, который наносит природе бытовая химия

Проводя опыты, они   демонстрировали  какой урон наносят экологии вредные  стиральные порошки, аэрозоли и. т.д.  и как этого можно избежать.

Все учителя естественно – математического цикла также  систематически повышают свой профессиональный уровень и своевременно походят курсовую подготовку

В 2014-2015 учебном году получили свидетельства о повышении квалификации:

1.     Кузнецова Ю.В.

2.     Филиппов А.В.

3.     Корабельщикова Н.В.

4.     Бузаев И.Н.

5.     Худякова Н.В.

6.     Мельникова Е.А.

7.     Ниязов Т.Р.

В 2014-2015 учебном году Методическое объединение учителей естественно- математического цикла работало  стабильно, осуществлялось тесное взаимодействие с методическим объединением  учителей начальной школы.

По результатам работы за 2014-2015 учебный год была аттестована на первую категорию:

1.      Кузнецова Ю.В.

План работы методического объединения выполнен. Все учителя нормы контрольных и лабораторных работ выполнили.

 

В следующем году необходимо:

 

üпродолжать работу по формированию познавательного интереса к предметам естественно-математического цикла;

üпроводить профилактику неуспеваемости, составлять графики работ со слабоуспевающими учениками, завести тетради индивидуальной работы;

üпроводить обзор учебной и справочной литературы;

ü использовать при проведении уроков интерактивную доску;

üвнести на рассмотрение МО  опробированную в течение 5 лет программу по математике для коррекционных учреждений Vвида.

 

Методическое объединение учителей гуманитарного циклавозглавляла  учитель высшей  категории, «Почетный работник общего образования Свотина Т.Г. Методическое объединение объединяет 8 учителей предметников (русский язык, история, музыка, английский язык).

У всех учителей высшее образование. Из них высшую категорию имеют 2 ‑ человека, первую категорию – 3 человека, без категории – 3 человека.

2 – учителя имеют нагрудный знак «Почетный работник общего образования». Один учитель – молодой специалист (Занкин С.А.).

 

Основные задачи, которые реализовывались этим методическим объединением:

–       создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся через усиление роли патриотического воспитания на уроках гуманитарного цикла;

–       внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей

–       для раскрытия творческого потенциала учащихся;

–       обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий:

–       качественная подготовка учащихся к сдаче ГИА;

–       повышение профессиональной квалификации учителей.

 

В основном поставленные перед методическим объединением задачи были выполнены. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Для развития способностей учащихся  широко  использовались внеклассные мероприятия, индивидуальные занятия.

В соответствии с поставленными задачами работа МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессиональной компетенции учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к ГИА .Следует отметить ,что учителя МО гуманитарного цикла продолжают использовать нестандартные и нетрадиционные формы работы, различные педагогические технологии  и их элементы. Уроки их содержательны, логически стройны, отработаны и перепроверены многолетней практикой. Так  Свотина Т.Г. на уроках русского языка и литературы применяет современные компьютерные технологии. Это различные игры, видеофильмы, разработанные презентации уроков.

Прочное место в практической педагогической деятельности                    Трифоновой Е.Е. занимают инновационные технологии, а также коллективные  формы работы на уроках английского языка как один из способов повышения эффективности урока. Используя различные приемы и методы  работы, учитель отдает предпочтение игровой технологии, поскольку она помогает развивать навыки общения. приближает речь к естественным нормам. Особое место в  педагогической деятельности  Кузнецовой Г.П. занимает технология личностно-ориентированного подхода к ребенку, что позволяет создать на уроках литературы атмосферу сотрудничества, вовлечь всех учащихся в совместный труд с учителем. Чтобы активизировать  работу учащихся на уроке, Галина Петровна проводит уроки-диспуты, уроки-суды, вводит игровые ситуации.

Игнатова Е.В. внедряет в практику преподавания игровые и компьютерные технологии. Учителем  апробированы    различные виды уроков: урок-путешествие, урок- конкурс, интегрированные уроки и игровые ситуации.

На уроках  Ковыляевой Л.В.   прослеживается патриотическая направленность и связь с современностью. Лидия Викторовна проводит также большую историко- краеведческую работу, вовлекая в   это детей.    Каждый учитель работал  в течении года над методической темой. На заседаниях методического объединения учителя делились своими наработками, опытом проведения уроков.

На заседаниях обсуждались следующие вопросы:

1.            Обсуждение  и утверждение плана  работы на 2014-2015  учебный год;

2.            Утверждение  рабочих программ по предметам гуманитарного цикла;

3.            Проведение контрольных работ по русскому языку и анализ по итогам четвертей;

4.            Планирование работы по самообразованию;

5.            Анализ выполнения практической и теоретической части учебных программ;

6.            Проведение пробных контрольных работ по русскому языку

7.            и т.д.

В течение всего учебного года проводились открытые уроки по графику:

ØНекрасова Н.Н. Урок истории  «Сталинградская битва»                                  в 10 классе (28.01.14);

ØТрифонова Е.Е. Урок английского языка «Образование в Британии»

ØВ 7 «а» классе (17.04.14);

ØКовыляева Л.В. Урок литературы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»  в 6-х классах (16.04.14);

ØСвотина Т.Г. Урок литературы «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором»  200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова посвящается в 9-х классах (12.03.14.);

ØИгнатова Е.В. Урок  русского языка  «Повторение изученного по теме: «Причастие» в 7 «б» классе (28.11.13).

 

В марте 2015 г  была запланирована и  проведена  неделя гуманитарного цикла (с12.03.14 по 20.03.14)  в которой были задействованы все учащиеся  со 2 по 10 классы.  На 2-м и 3-м этажах школы организованы выставка «Мое лицо – моя тетрадь»( учитель Свотина Т.Г. и учителя начальных классов) и  выставка  иллюстраций «Мое любимое литературное произведение» (учитель Родина Е.Н.). В течении недели дети принимали активное участие в конкурсе «Умники и умницы» (учитель Домничева И.Ю.) В кабинете музыки проходил День музыки и кино по литературным произведениям: «Сказка о царе  Салтане»,  «Барышня – крестьянка», «12 месяцев», «Герой нашего времени», «Онегин» (учитель Занкин С.А.). Учителем  Занкиным  С.А. был также проведен Брейн-ринг «Музыкальный марафон» в 4-х классах. Интересно и увлекательно прошли викторины: «Мы едем, едем, едем в Английские края» в 7-х классах (учитель Трифонова Е.Е.) и «Кто лучше знает историю Великой Отечественной Войны» в 10-м классе (учитель Некрасова Н.Н.). Для учащихся 1-х классов было организовано посвящение в читатели (зав. библиотекой Кузнецова Ю.В.).

В рамках недели дан открытый урок литературы в 9-х классах «Две дуэли» по произведениям: «Евгений Онегин»  и «Герой нашего времени»              (учитель Свотина Т.Г.). Красочно с использованием декораций и костюмов проходил День литературы и театра (учитель Худякова Н.В.). Завершилась неделя конкурсом стихов с презентацией, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Все учителя гуманитарного цикла  активно участвовали в декаде. Уроки и мероприятия носили нетрадиционный характер и были направлены  на привитие  интереса к предметам. Учителя   попытались охватить работой максимальное количество учащихся

Работники гуманитарного цикла   систематически повышают свой профессиональный уровень и своевременно походят курсовую подготовку

В 2014-2015 учебном году получили свидетельства о повышении квалификации:

1.            Домничева И.Ю.

2.            Трифонова Е.Е.

3.            Ковыляева Л.В.

4.            Игнатова Е.В.

По результатам работы за 2014-2015 учебный год была аттестована на высшую категорию :

1.      Некрасова Н.Н.

В 2014-2015 учебном году государственная итоговая  аттестация выпускников 10 класса проводилась в  новой форме. Экзаменационная работа состояла из двух частей: написание сжатого изложения по тексту и выполнение творческого задания (написание сочинения). Содержание экзаменационной работы  было ориентированно на контроль и измерение уровня сформированности  у выпускников основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

1.            извлекать информацию при аудировании и  чтении;

2.            адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, функционально – смысловым типом речи;

3.            соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные ,стилистические).

4.            Работу выполняли 12 учащихся и показали результаты:

 

       «5»       «4»        «3»       «2»
         –       6 чел.       6 чел.         –

 

По русскому языку выпускники продемонстрировали 100% уровень знаний,  и качество знаний составило 50%. К сожалению не все учащиеся 10 класса подтвердили свои оценки. О причинах неудач и путях устранения подобных ситуаций в дальнейшем обсуждалось на заседании МО.

План работы МО выполнен, все учителя нормы письменных работ соблюдали.

Следует также отметить, что в методической работе остаются не решенные проблемы: не найдена такая форма организации урока, которая могла бы обеспечить  не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом  уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность. Малоэффективной остается работа по формированию мотивации обучения.

Большой проблемой  остается  развитие орфографической зоркости учащихся.

 

В следующем учебном году необходимо:  

 

1.            Воспитывать духовно богатую и высоконравственную личность  с    развитым чувством  самосознания, человека любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру.

2.            Разрабатывать и проводить уроки разного типа с целью повышения интереса  к предметам гуманитарного цикла.

3.            Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям за счет личностно-ориентированного подхода к учащимся.

4.            Продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся.

5.            Совершенствовать внеурочную деятельность со школьниками по предметам гуманитарного цикла, систематизировать кружковую работу.

6.            Проводить уроки с учетом преемственности начальной и средней школы.

Комментирование запрещено