Рехен Елена Сергеевна Педагог-психолог высшей квалификационной категории Стаж работы: 16 лет Образование: Высшее. Педагогический институт СГУ им. Н.Г.Чернышевского, ф-т специальной психологии и коррекционной педагогики; 2017 г. Диплом о профессиональной переподготовке ” Учитель-сурдопедагог”. График работы: Понедельник – пятница 08.30 – 16.00 |
Курсы повышения квалификации:
2022 г. – «Психолого-педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС», 108 ч. – ООО ” Международные Образовательные Проекты” ЦДПО ” Экстерн”, Санкт-Петербург .
2022 г. – «Аппаратно-программный комплекс на основе технологии функционального биоуправления «Нейрокурс», 32 часа, Санкт-Петербург.
2021 г. – « Методология и технологии психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья», 72 ч. – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва.
2021 г., 2022 г. – «Паллиативная помощь семьям с тяжелобольными детьми», 70 ч.- ГАУ ДПО «СОИРО», Саратов 2021 г., ГАУ ДПО «СОИРО», Саратов -72 ч.
2022 г. – “Медиация в образовательной организации”, 180 ч. (с использованием дистанционных образовательных технологий). – ГАУ ДПО «СОИРО», Саратов.
2018 г. – «Нейропсихология детского возраста», 144 ч. Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования, Москва.
Дополнительное образование:
2023 г. – ” Организация инклюзивного взаимодействия в социализации и обучении детей с РАС”, 20 ч. – Всеросийский форум “Педагоги России”
Курсы «Нейропсихологическая коррекция для детей дошкольного и младшего школьного возраста « по методу замещающего онтогенеза» , 72 часа, – детский психологический центр « Добрые руки» при ГБУ ЦДиС « Энергия. RU» , Москва;
тренинг «Основы телесно – ориентированной семейной терапии», 72 часа, АНО «Институт интегрированной семейной терапии (Москва), 2017 г.;
«Основы арт – терапии в психологической практике», 24 часа, Центр семейной терапии совместно с РОО « Арт – терапевтическая ассоциация» (Саратов), 2016 г.
«Песочная терапия», 24 часа, Гильдия психологов и педагогов при Торгово-Промышленной Палате Саратовской области, 2016 г.
с 2017 г. является членом профессионального общественного объединения РОО “Арт- терапевтическая ассоциация”.
Бубнова Светлана Викторовна Педагог-психолог первой квалификационной категории Стаж работы: 3 года Образование: высшее, СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования, специальность: специальный психолог; 2022г. Специальное( дефектологическое) образование, Магистр. График работы: Понедельник – пятница 08.30 – 16.00 |
Курсы повышения квалификации:
2022 г. – «Паллиативная помощь семьям с тяжелобольными детьми», 72 ч.- ГАУ ДПО «СОИРО», Саратов.
2022 г. – «Медиация в образовательной организации », 108 ч. – ООО ” Международные Образовательные Проекты” ЦДПО ” Экстерн”, Санкт-Петербург.
2021 г. – ” Профилактика и коррекция нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью с использованием программно-аппаратного комплекса”Нейрокурс”, НПФ”Амалтей”, 16 ч., Санкт-Петербург.
2020 г. – Детский аутизм и РАС: диагностика и коррекционная помощь» 72 часа. «Институт коррекционной педагогики РАО».
Дополнительное образование:
СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского институт дополнительного профессионального образования по программе “Юридический психолог”
Курсы повышения квалификации:
2022 г. «Паллиативная помощь семьям с тяжелобольными детьми», 72 ч.- ГАУ ДПО «СОИРО», Саратов
2022 г. ” Основы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации”, 72 ч. – Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, Санкт – Петербург
2022 г. ” Психолого-педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС”, 108 час. – ЦДПО ” Эксперт”, Санкт-Петербург.
2021 г« Методология и технологии психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья», 72 ч. – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
2020 г. прошла специальный курс методической и практической подготовки «Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании» (ведущий курса – Роганина Е.И.) на базе ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям гор.Саратова» в период с 14.11.2019 г. – 27.11.2020 года.
2019 г. прошла специальный курс методической и практической подготовки «Введение в психологическое консультирование» (ведущий курса – Трифонова Е.М.) на базе ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям гор. Саратова» в период с 28 марта 2019 г. по 22 ноября 2019 г.;
2017 г. прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Социально – психологические основы школьной службы медиации» ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».
Дополнительная информация:
2019 г. участник областного методического семинара-тренинга «Основы социально-психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия» (ведущий курса – Трифонова Е.М.) на базе ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям гор. Саратова»;
2019 г. участие в областном методическом объединении специалистов по работе с семьей, специалистов по реабилитационной работе по теме: «Использование арт-терапевтических технологий в социально-педагогической реабилитационной работе с семьями и детьми»;
2019 г. участник программы «Сказкотерапия как инструмент коррекции поведенческих проблем у детей и подростков» удостоверение № 228\108\2019 выдано ИМАТОН;
2020 г. освоила и внедрила технологии и приемы интерактивной психологической работы с подростками в рамках психологической игры «В поисках Башни», сертификат № 1832\ТБ, выдан НОЧУ ДПО «ППИВ» гор. Москва;
Шумова Юлия Сергеевна Педагог-психолог Образование: Высшее, СГУ им. Н.Г.Чернышевского, ф-т педагогики и психологии. Стаж работы: 5 года. График работы: понедельник-пятница 8:30-15:30. |
Курсы повышения квалификации:
2023 г. ” Экстренная психологическая помощь в образовательных организациях обучающимся с суицидальным поведением”, 36 час., -ГАУ ДПО ” СОИРО”
2022 г. «Паллиативная помощь семьям с тяжелобольными детьми», 72 ч.- ГАУ ДПО «СОИРО», Саратов
2022 г. ” Психолого-педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС”, 108 час. – ЦДПО ” Эксперт”, Санкт-Петербург.
2020 г. – «Нарративный подход в работе с подростками в трудной жизненной ситуации», 67 ч., Благотворительный фонд помощи детям-отказникам и детям-сиротам «Бюро добрых дел», Москва
Дополнительное образование:
«Практикум по индивидуальному кризисному психологическому консультированию», 96 ч., Центр психологической помощи и специальной профессиональной подготовки «Интеграция», Саратов – 2015г.
«Консультирование по проблемам детско-родительских отношений», 60 ч., Центр психологической помощи и специальной профессиональной подготовки «Интеграция», Саратов – 2016г.
Зачем обращаться к психологу?
Родители могут обращаться к психологу, если у них возникают вопросы по поводу развития вашего ребенка, адаптации ребенка к школе, проблемы со школьной успеваемостью. А также:
- Проблемы родителя в отношениях с ребенком.
- Страхи у ребенка (страх темноты, оставаться одному, животных, незнакомых людей, учителей)
- У ребенка чрезмерная застенчивость
- Агрессивность.
- Проблемы у ребенка в отношениях со сверстниками.
- Гиперактивность.
- Кризисные жизненные ситуации в жизни ребенка и семьи (переезд, развод родителей, смерть родственника, серьезная болезнь, появление нового члена семьи, смена школы, поступление в школу) В этих случаях стоит обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Даже если вы не заметете внешних изменений в поведении ребенка, подобные события могут сказаться на личности и изменения проявятся позднее. Психолог поможет определить как сильно ребенок переживает происходящее и поможет справиться и пережить случившееся.
- Проблемы в обучении и плохая успеваемость.
Содержание работы психологической службы школы-интерната
Диагностика
- обучающихся 1х классов (начало и конец года)
В диагностику входит выявление уровня психического развития (память, внимание, мыслительные процессы, круг представлений об окружающем, восприятие, личностные особенности, эмоциональное состояние).
В диагностики выявляются категории обучающихся, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях, проводятся консультации специалистов, работающих с первыми классами, с целью подробного ознакомления педагогов с особенностями развития психических процессов у учеников. Кроме того, для более эффективной коррекции развития психических процессов психологами школы-интерната проводятся консультации родителей учащихся первых классов, а также логопедов и воспитателей, работающих с ними.
- вновь прибывших учеников
- по запросам специалистов и родителей
- личностных особенностей и эмоциональных состояний учащихся 5-10 классов
- Диагностика нравственной воспитанности
- Выявление детей группы риска.
- Диагностика эмоционально-личностных особенностей учащихся 5х классов.
- Диагностика микроклимата 5-10 классов.
- Диагностика прохождения адаптации пятиклассников к средней школе.
- Диагностика агрессивности.
- Диагностика микроклимата в семьях школьников.
Коррекционно-развивающая работа
- Индивидуальная работа
Нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция представлена в виде комплексной методики психомоторной коррекции. Она включает в себя нейропсихологические, телесно-ориентированные, этологические и арттерапевтические психотехники, а также психотехники нейропсихологической коррекции когнитивных процессов.
Развитие когнитивных способностей.
Применение методик для развития памяти, внимания, мышления (наглядно-образного и словесно-логического).
Развитие эмоционального интеллекта.
Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности предполагает развитие способностей: осознавать и понимать свои эмоции; уметь их конструктивно выражать; распознавать чувства другого; соразмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению.
От степени развития эмоционального интеллекта зависит успех в общении со сверстниками и удовлетворенность отношениями в целом, а в будущем – успешность человека в карьере и семейной жизни.
Арт-терапия
Методы арт-терапии позволяют воздействовать на психоэмоциональное состояние ребенка через использование изобразительных и художественных средств. Методы арт-терапии способствуют гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и смаопознания.
Песочная терапия
Метод песочной терапии используется как средство налаживания общение ребенка с миром и самим собой, снятия внутреннего напряжения, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Сенсорная терапия
Применение специальным образом организованной сенсорной среды в целях терапевтического и развивающего воздействия на психику ребенка. Для сенсорного развития применяется сенсорное оборудование, которое включает:
– сухой бассейн;
– настенная тактильно-акустическая панель;
– пузырьковая колона;
– настенное панно «звездное небо»;
– настенная светодиодная панель «таинственный свет»;
– светодиодный комплекс «гроза»;
– тактильные дорожки;
– мягкие стулья;
– настенное панно «ежик» для развития моторики;
– музыка для релаксации «звуки природы»;
– проектор и колеса эффектов.
- Групповая коррекционно-развивающая работа
Эмоционально-волевое развитие
Программа эмоционально-волевого развития дошкольников и младших школьников направлена на развитие компетенций эмоционального интеллекта и когнитивных способностей. Единый сказочный сюжет способствует формированию целостного восприятия разнообразных жизненных явлений, развивает способность упорядочивать жизненный опыт. Сказкотерапевтические программы способствуют последовательному и параллельному развитию четырех основных функций эмоционального интеллекта: самосознания; самоконтроля; социальной чуткости; управления отношениями.
Развитие навыков взаимодействия в социуме
Развитие навыков следования нормам и правилам поведения в группе, усвоение принципов взаимодействия с ее членами, развитие понимания ролей (учитель-ученик, родитель-ребенок, одноклассник, друг, младший-старший и др.), обучение навыкам просьбы о помощи и оказания помощи; тренировка навыков эффективного выхода из конфликта.
Развитие коммуникативных навыков в подростковом возрасте
Развитие навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, активизация механизмов самопознания и самовыражения, формирование адекватной самооценки, развитие стрессоустойчивости, снятие эмоционального напряжения.
Сенсорная терапия
Применение специальным образом организованной сенсорной среды в целях терапевтического и развивающего воздействия на психику ребенка. Для сенсорного развития применяется сенсорное оборудование, которое включает:
– сухой бассейн;
– настенная тактильно-акустическая панель;
– пузырьковая колона;
– настенное панно «звездное небо»;
– настенная светодиодная панель «таинственный свет»;
– светодиодный комплекс «гроза»;
– тактильные дорожки;
– мягкие стулья;
– настенное панно «ежик» для развития моторики;
– музыка для релаксации «звуки природы»;
– проектор и колеса эффектов.
Консультирование
- Родителей (по вопросам специфики развития ребенка и вопросам коррекции и адаптации)
Консультации родителей проводились по следующим вопросам: детско-родительские отношения; адаптация ребенка к ситуации обучения; проблемы детской агрессивности; повышенная тревожность ребенка; переживания ребенком и семьей трудной жизненной ситуации; особенности общения родителя с ребенком подростком; особенности детско-родительских отношений в ситуации хронического соматического заболевания ребенка; ревность ребенка к другим членам семьи; рекомендации по воспитанию и коррекции в ситуации ЗПР у ребенка; ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; переживание ребенком ситуации горя.
В ходе консультаций родители имеют возможность получить рекомендации психолога, применить рекомендации дома и отследить динамику изменений.
- Специалистов (по вопросам специфики развития ребенка и вопросам коррекции и адаптации)
Консультации специалистов проводятся по следующим вопросам: адаптация ребенка к ситуации обучения; проблемы детской агрессивности; повышенная тревожность ребенка; особенности взаимодействия учителя с ребенком подростком; ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; рекомендации по развитию психических процессов учеников; причины снижения успеваемости учеников; развитие мотивации к обучению.
- Учащихся (по вопросам эмоционального развития и социального взаимодействия)
Консультации детей проводились по следующим вопросам: понимание своих личностных особенностей, способы разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и учителями, коррекция собственного агрессивного поведения, работа с неуверенностью в себе, заниженной самооценкой.
Просветительская работа
- Школа психолого-педагогического мастерства
Работа педагога с детьми, имеющими особенности в развитии.
Аутизм и аутоподобное поведение. Что нужно знать педагогу коррекционной школы.
Школа и ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Роль индивидуального подхода в создании благоприятного микроклимата в классе. Детская агрессивность: причины, значение, способы совладания.
Эффективное общения в педагогическом процессе.
- Родительские собрания
- Участие в производственных совещаниях и педагогических советах
Психологическое сопровождение
подготовки и сдачи экзаменов обучающимися выпускного класса
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников в том числе и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.
Для успешной сдачи экзамена необходимы качественные и устойчивые знания о предмете. Но не менее важным является психологическая готовность ученика к сдаче экзамена. Она включает в себя психологические знания, умения и навыки, повышающие эффективность подготовки и сдачи экзамена.
В школе-интернате № 1 в течение 2015-2016 уч.г. с обучающимися выпускного класса проводились классные часы, групповые психологические занятия с элементами тренинга, направленные на развитие психических процессов, самоконтроля, отработку навыков снятия эмоционального напряжения, формирование психологической устойчивости обучающихся к стрессам.
С выпускниками обсуждались следующие психологические приемы эффективной подготовки к экзаменам:
· Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
· Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
· Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
· Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
· Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Кроме того, в беседе психолога с выпускниками обсуждались приемы эффективного заучивания материала:
· Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
· Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
· Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
· Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Данные занятия позволили снизить уровень тревожности обучающихся выпускного класса, сформировать положительное отношение к будущим экзаменам, а также сформировать представление выпускников о психологических приемах успешной подготовки к экзаменам.
Информирование родителей обучающихся выпускного класса по вопросам психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям проводилось в рамках выступления педагога-психолога на родительских собраниях, а также в рамках индивидуальных консультаций.
Родителям выпускников были даны следующие рекомендации:
· Старайтесь не повышать тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.
· Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
· Наблюдайте за самочувствием ребенка в период подготовки к экзаменам. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
· Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
· Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
· Ознакомьте ребенка с эффективной методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысл зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы, определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
· Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
· Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
· Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
· Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
– пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
– внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
– если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
· И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий!
Годовой план работы педагогов-психологов на 2022-2023 уч.год
Аналитический отчет школьной психологической службы о проведенной работе за 2021-2022 учебный год