Организация работы учителей-дефектологов

Занятия с учителем дефектологом проводятся:

– индивидуально и в группе 2 раза в неделю по 20 мин.

Основная цель – преодоление трудностей в освоении АООП НОО; в организации целенаправленного поведения, преодолении негативизма при общении и установлении контакта с ребенком; всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для детей с ЗПР сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

-ориентация ребенка с ЗПР во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности ребенка с ЗПР;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Совместная работа учителя-дефектолога и учителя начальных классов является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.

Планируемые результаты.

  1. Личностные.

– нравственно-эстетическая ориентация,

-добросовестное отношение к делу.

  1. Коммуникативные.

-умение сотрудничать с учителем,

-умение выражать своё мнение.

  1. Регулятивные.

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  1. Познавательные.

-умение сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по данному признаку,

-умение понимать явления окружающего мира,

-умение составлять рассказ-описание предмета с помощью учителя.

Ожидаемые результаты:

– развитие речи, обогащение и активизация словаря;

– улучшение мелкой, артикуляционной, общей моторики;

– улучшение состояния познавательных процессов;

– улучшение коммуникативных навыков.

 

Результаты творческих способностей:

– уметь держать ручку, карандаш, восковой мелок, кисть;

– выполнять действия материалами на бумаге, используя основные техники;

–  уметь смешивать основные цвета в акварели, гуашью;

– получить навыки работать ножницами;

– освоить технику аппликации.

Формы контроля:

Творческие работы (рисунки, поделки), контроль в форме собеседования, анализ текущих работ учащегося, дифференцированная диагностика.

 

Содержание работы учителя-дефектолога

Основные этапы коррекции:

Первый этап – установление контакта с ребенком. Для реализации этого этапа используется игровая форма занятия с пальчиками. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки. Особое значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Дефектолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. На этом этапе проводится первичная диагностика.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от дефектолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является развитие основных психологических процессов и базовых учебных действий.

Четвёртый этап – развитие аналитико-синтетической сферы, развитие речевого общения, памяти, учиться выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях, пользоваться в повседневном общении фразовой речью.

Пятый этап – развитие сюжетной игры, ролевой, активировать поиск решений сюжета. Учиться быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности

Шестой этап – итоговая диагностика.

 

Основные методы и приёмы обучения на занятиях:

-практические, наглядно-действенные;

-игровые;

-ролевого моделирования типовых ситуаций;

-словесные;

-здоровьесберегающие,

-активные методы обучения (ТРИЗ, ИКТ) и др.

 

 

Комментирование запрещено