В ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ
ПОДГОТОВКА К ГИА-9 В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ФОРМУЛА УСПЕХА
ТЕМА: КАК ЗАПОМИНАТЬ БОЛЬШЕ?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В предыдущей статье мы говорили о приемах планирования своей деятельности при подготовке к экзаменам, а сегодня побеседуем о том, как эффективно организовать работу над материалом и готовиться к экзаменам с учетом особенностей нашей памяти. Но само по себе это скорее избавляет от ошибок, чем гарантирует успех. Если у вас хорошая память — больше ничего и не нужно. А если оставляет желать лучшего? Обсудим, как можно сделать запоминание информации более эффективным.
Спланировав объем работы, который необходимо выполнить в течение дня, наступает этап непосредственной реализации задуманного. Для этого:
1. Подготовь место для занятий.
2. Составь план занятий.
3. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего.
4. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.
5. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
6. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.
7. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха.
8. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
При подготовке к экзамену на первый план выступает умение опираться на сильные стороны своих познавательных процессов. Есть люди, которые знают, что новый материал им лучше один раз увидеть, чем много раз услышать, а кто-то, наоборот, хорошо запоминает на слух, кому-то нужно обязательно проговорить то, что он услышал…
Задумайтесь, понаблюдайте за собой, какой вариант ваш. Определив свой ведущий вид памяти, можно помочь себе при изучении нового материала, придерживаясь следующих рекомендаций:
При хорошей зрительной памяти:
– Читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые (опорные) места текста (записей), фиксируйте их на маленьких листочках (карточках).
– Письменно составляйте план ответа.
– Используйте сокращённую запись материала. Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы.
– Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.
Если ваш ведущий вид восприятия информации – звуковой:
– Читайте запоминаемый текст вслух.
– Если у вас есть возможность, сделайте аудиозапись содержания вопроса, а затем периодически прослушивайте.
– При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений, частей текста.
– Можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни.
– Изучив содержание вопроса, перескажите его.
При выраженной памяти на движения и ощущения:
– Не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика или плаката.
– Попробуйте прочувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции (радость, огорчение, негодование и т.д.) вызывает у вас содержание данного материала. Зафиксируйте полученный результат в памяти.
– Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать её. Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.
Главное – распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.
При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Помните, количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!