• Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Дистанционное обучение: советы педагога-психолога

Рекомендации для родителей детей с РАС по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения

Ситуация с неожиданным прерыванием учебного ритма, переводом учебы в дистанционный формат, да еще в условиях общей тревоги взрослых и реальной опасности, связанной с пандемией, может оказаться большим испытанием для ребенка или подростка с аутистическим расстройством. Трудности сохранения эмоциональной стабильности и адаптации к новым условиям обучения и жизни могут быть связаны со следующими особенностями таких детей:

· дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут фиксироваться на реальной или мнимой опасности,тяжело переживают неожиданные изменения,им трудно включиться и осуществлять продуктивную учебную деятельность в новых условиях. Вынужденное снижение уровня активности ребенкаможет иметь отрицательные последствия – привести позднее к трудностям возвращения к привычным ритму жизни и школьным нагрузкам, регрессу социальных контактов.

В сложившейся ситуации сохранение активности ребенка в обучении, так же, как и его вовлечение в осмысленный уклад домашней жизни, полностью зависит от близких людей, которые, в свою очередь, также нуждаются в консультациях и поддержке.

Большое значение имеют некоторые общие правила организации рабочего пространства ребенка с РАС:

Для того чтобы ребенку младшего школьного возраста было проще удерживать внимание, следует особым образом организовать его рабочее место. Во многих случаях создание дружелюбной сенсорной среды и правильная организация рабочего места приводят к тому, что у ребенка существенно улучшается поведение во время занятия.

Существуют различные способы адаптации, из которых наиболее распространенными являются:

1. Зонирование пространства.

Например, для организации деятельности детей необходимо организовать учебную и игровую зоны.

2. Обедненность окружающего пространства.

Для предотвращения отвлекаемости на посторонние стимулы необходима минимизация рабочих материалов и их четкая организация.

3. Использование специального сенсорного оборудования.

Если у ребенка существуют специфические сенсорные особенности, то подходящим для него сенсорным оборудованием могут быть, например: шумопоглощающие наушники, фитбол вместо стула, сенсорный бокс для успокоения, антибликовые очки и др.

5. Использование визуальных подсказок.

Визуальные подсказки могут помочь ребенку самостоятельно организовать и спланировать свою деятельность, не дожидаясь дополнительных указаний или помощи со стороны взрослого. Они могут быть использованы для формирования адаптивных форм поведения, для улучшения ориентировки в пространстве. Например, подсказки используются для обозначения местоположения учебных материалов (например, надписи на шкафу с указанием того, где и что лежит).

Визуальные подсказки могут быть представлены в виде:

· наглядной схемы организации рабочего места;

· последовательности подготовки к уроку;

· схемы подбора необходимых для выполнения деятельности учебных материалов;

· последовательности выполнения отдельных операций;

· визуального расписания занятий или распорядка дня.

Выбор вида визуального расписания зависит от возраста и интеллектуального развития ребенка. Первоначально могут использоваться символы, обозначающие уроки и режимные моменты. Подсказки могут быть расположены на парте, на обороте тетради или в любом другом месте, удобном для восприятия и пользования ребенка.

В некоторых случаях необходима помощь в подборе специальных технических средств обучения. Так, например, ребенку может потребоваться планшет для выполнения отдельных заданий. Достаточно часто используют визуальный или звуковой таймер, песочные часы, для того чтобы помочь ребенку научиться ждать, или чтобы обозначить момент перехода к следующему виду деятельности.

При повышенной активности ребенка, при недостаточной скоординированности его движений используют липучки или крепления на парте.

Для лучшего восприятия предложенного дидактического материала используют наклонную рабочую поверхность.

Необходимо оговорить, что овладение учебным материалом ребенком с аутизмом при дистанционном обучении не может быть столь же интенсивным, как при обучении в классе.

Учебная нагрузка в домашних условиях может снижаться, при этом, не менее важными задачами становятся сохранение учебной мотивации ребенка и сложившихся форм его учебного поведения. Большое значение имеет поддержание у ребенка с РАС ощущения собственной успешности, сохранение его эмоциональной связи с учителем, ведущим дистанционное обучение.

Важной задачей организации дистанционного обучения является поддержание коммуникативной компетентности ученика с РАС, помощь со стороны взрослых в преодолении разрыва привычных для ребенка социальных связей.

Это еще одна сторона вынужденной изоляции. В силу снижения активности в социальном взаимодействии ребенок с аутистическим расстройством, вероятно, не будет сам искать возможности поддержать контакт с одноклассниками, членами других детских (подростковых) групп. Близкие могут помочь ему в этом. Скорее всего, помощь понадобится не столько в техническом отношении, сколько в плане навыков социального контакта.

Близкие могут обсудить вместе с ребенком, кому и когда из друзей и родных можно позвонить, написать в чате и т.п. Хороший предмет обсуждения или совета со стороны близких – те события и впечатления, которыми можно поделиться со знакомыми, и вопросы, которые можно им задать. При необходимости (точнее, при часто встречающейся у детей с РАС сложности самостоятельного последовательного рассказа, пересказа) может быть составлен план сообщения по телефону конкретному человеку о конкретном событии. Таким образом, вынужденное сидение дома может обернуться хорошим толчком к формированию навыков телефонного или письменного общения, связной речи, последовательного изложения событий. Важно только помочь аутичному школьнику в поддержании контактов в новых условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *