• Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ. КАК СОХРАНИТЬ?

Первые дни дистанционного обучения обозначили трудности его организации и осуществления для всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей. Эти трудности связаны с недостаточным владением современными компьютерными технологиями,  техническим обеспечением, отсутствием опыта дистанционного обучения, трудностями самоорганизации и самодисциплины,  как следствие – нарастает эмоциональное напряжение.

Однако нужно помнить, что трудности при столкновении с новым – это нормальный процесс. Всем нам – родителям, детям, педагогам необходимо некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции.

Важно напоминать себе, что происходящие события – временны. Эта ситуация не будет короткой, но она не будет и бесконечно длинной. Все изменения, даже такие печальные, несут новое в жизнь, а в них всегда есть ресурс для развития человека, приобретения опыта.

Дистанционная форма обучения может помочь всем участникам образовательного процесса перейти на новый уровень развития в овладении  компьютерными технологиями, детям, при поддержке взрослых, получить опыт самообразования.

Родители могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка – это возможность повысить мотивацию, а для родителей – лучше узнать и понять своих детей.

Длительное тесное взаимодействие в ограниченном пространстве как лакмусовая бумага проявляет скрытые конфликты, неудовлетворенность общением. Это время можно использовать для того, чтобы открыто обсудить проблемы и построить удовлетворяющие всех отношения.

Как в этот непростой для всех период сохранить свое психологическое здоровье и здоровье своих близких?

Учимся замечать хорошее! Рабочие практики на каждый день

«Как бы мы ни старались, неминуемо будут эпизоды раздражения друг на друга. Замкнутое пространство само по себе поднимает уровень стресса и агрессивных эмоций. У кого-то, наоборот, могут возникнуть депрессивные настроения. Поэтому очень хорошо в конце дня применять небольшие практики, ритуалы эмоциональной поддержки друг друга. Например, можно вечером за чаем включить лампу, зажечь свечи, выйти на балкон, обменяться позитивными посланиями. Например, каждый продолжает фразу «я сегодня доволен собой, потому что…» и дальше каждый говорит своё: что-то сделал, что-то получилось или смог сдержаться и не накричать — это тоже достижение!

«Я сегодня молодец, потому что…» Первый раз в жизни сделал омлет, вовремя отправил сочинение, убрался на своём столе, прошёл уровень в компьютерной игре, впервые присел 30 раз подряд — что угодно! Уметь замечать хорошее очень важно.

Ещё один вариант: в конце говорить друг другу спасибо. «Я сегодня хочу сказать спасибо маме /папе/брату/сыну/дочке, потому что мне было очень приятно, когда ты сказал /сделал/ посмотрел/ улыбнулся» и так далее».

Это может быть практика мечтания: «Когда это всё закончится, в первую очередь я хочу…».

Если у вас есть бабушки, дедушки, с которыми вы сейчас не можете видеться, это могут быть ежевечерние созвоны по skype. Они даже могут почитать детям книжку.

Если у вас есть семья или близкие друзья, которые живут отдельно и которых вам не хватает, можно играть с ними в настольные игры онлайн».

Основные средства саморегуляции: действенные практики

«Проще всего работать через тело. Если идёт агрессивный наплыв, вы чувствуете раздражение, агрессию, желание закричать — измените своё положение в пространстве. Если вы стояли — сядьте, если вы сидели — сядьте на пол. Если вы нависали над человеком — отойдите на шаг назад. Если вы размахивали руками — опустите руки. Если у вас была напряжена челюсть — расслабьте её. Обратите внимание на напряжение в кистях рук. Обычно агрессия вызывает напряжение в челюсти и в кистях рук: рвать, кусать и так далее. Если вы расслабили челюсть и кисти рук, обычно уже гнев спадает. Если вы просто сядете, а ещё лучше сядете на пол, на низкуютабуреточку, окажется, что в таком положении орать невозможно. Можно лечь на диван — и орать уже не получится.

Если у вас, наоборот, тревога, паника, важно иметь опору. Сядьте удобно, почувствуйте вес своего тела. Переобуйтесь из тапочек, особенно если они у вас мягкие, падающие с ног, в кеды, кроссовки, удобную устойчивую обувь. Это само по себе снижает тревогу. Сделайте упражнения на устойчивость, при которых ноги устойчиво стоят на полу, вы чувствуете эту опору, чувствуете свой вес. Подышите спокойно, медленно, необязательно глубоко, главное — размеренно. Можно дышать на счёт: на четыре — вдох, на четыре — пауза, на четыре — выдох, на четыре — пауза. Так вы задаёте ритм, ваше дыхание выравнивается, успокаивается.

Можно измерить пульс у самого себя. Пока считаете, вы успокоитесь. Все эти вещи помогают снизить панические состояния, тревожность.

Третий вариант эмоционального затопления — это отчаяние, депрессия. С этим тоже можно работать через тело. Если вы сядете ровнее, расправите плечи, сделаете движения руками, расправляя плечи, то почувствуете, как депрессия и отчаяние отступают. Можно послушать любимую музыку, можно выйти к окну или на балкон и посмотреть на небо, на птичек, на деревья.

Можно задействовать тело через температуру. Умыться горячей/холодной водой, вымыть руки, принять душ. Намазать руки кремом, помассировать пальцы, ладони — это тоже оказывает стабилизирующее, успокаивающее действие.

Выпить чая или, наоборот, холодной воды, сока со льдом, съесть что-то, что вам нравится, понюхать запах, который доставляет удовольствие (кофе, корицу, духи).

Подойдут любые моменты, которые задействуют тело приятным образом. Кому-то нравятся тактильные ощущения, например, перебирать фасоль, потрогать какую-то ткань, погладить кошку. Подходит всё, что доставляет вам тактильное удовольствие. Когда мы задействуем тело, из лимбической системы уходит напряжение, эмоциональная паника снижается».

Сохраняя спокойствие и позитивный настрой  в сложившейся ситуации, Вы передадите  своим детям бесценный дар – опыт преодоления трудностей и понимание того, что новое, даже если оно негативно окрашено – это естественно,  интересно, в нем есть ресурсы для развития. Мир дуален: там, где мы замечаем только отрицательное, обязательно есть другая сторона. Нужно только научиться ее видеть – и тогда жить станет легче!

Консультации родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей и подростков осуществляются по электронной почте:

Педагог-психолог Андреева Ю.В.  – iuliaav25@gmail.com

Педагог-психолог Рехен Е.С. – elena-gorbunov@yandex.ru

Педагог-психолог Бубнова С.В. – svetlana.bubnova.97@mail.ru

Педагог-психолог Лысогорская М.В. – 212409@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *